Как получить разрешение на строительство ИЖС

Если же разрешение на строительство не получать, то для того, чтобы признать право собственности на жилой дом весьма вероятно потребуется судебный процесс. А он займет не только время, но и немалые деньги. А если с домом «не делать ничего», то он – без разрешения- автоматически приобретает статус самовольной постройки, а современная практика к ним весьма строга, в неблагоприятном случае могут даже попросить снести.

Разрешение на строительство:

  1. Оно выдается на 10 лет, а значит жесткими сроками строительства Вы не связаны, ограничения по дачной амнистии тоже Вас теперь не беспокоят.
  2. Разрешение на строительство дает возможность «обналичить» материнский капитал.
  3. Если под строительство Вы планируете взять кредит, в 90% случаев банк потребует среди прочих документов и разрешение на строительство, а без него в кредите может и отказать.

А если участок имеет вид разрешенного использования «ЛПХ» или «дачное строительство», разрешение на строительство Вам потребуется для получения тех.условий (например на газ).

Процесс получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома:

Начальная задача – получить градостроительный план земельного участка.

Документы для получения градостроительного плана

  1. Свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок, договор аренды земельного участка или другие документы о наличии прав на землю.
  2. Кадастровая выписка на земельный участок (КВ1-КВ6), которая заказывается в кадастровой палате.
  3. Ситуационный план земельного участка с привязкой к территории населенного пункта.
  4.  Внимание: данный пункт требуется не во всех муниципальных образованиях и населенных пунктах!  Топографическая съемка с нанесением границ земельного участка. На топосъемке фиксируются все объекты земельного участка, в том числе строения, надземные и подземные коммуникации и т.д. Также съемке подлежат особенности рельефа данной местности.
  5. Копия паспорта заявителя.

Важное уточнение №1 : топосъемка в обязательном порядке должна быть согласована с контролирующими органами (облгаз, Водоканал, МРСК и т.д.) на предмет отсутствия либо попадания в границы участка инженерных сетей, а также отражена на «планшетах» (топографической подоснове) города путем предоставления ее в соответствующий отдел Администрации города.

Со всеми вышеуказанными документами необходимо обратиться в местный орган самоуправления, то в администрацию населенного пункта или отдел Градостроительного развития и архитектуры администрации города с заявлением о выдаче градостроительного плана и чертежа градостроительного плана земельного участка.

Важное уточнение № 2: срок подготовки градостроительного плана составляет порядка 30 дней, изготавливается он бесплатно.

Получив градостроительный план, в проектной организации заказывается схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта. Фактически эта схема представляет собой лист формата А3 с указанием границ участка, посадку здания на участке, организацию подъездных путей, элементы благоустройства участка выполненные на топографической съемке.

Читайте также:  Оплата коммунальных услуг и аренды за социальное муниципальное жилье (квартиру)

Далее, прилагая градостроительный план, схему планировочной организации земельного участка и копию правоустанавливающего документа вновь обращаемся в отдел Градостроительного развития и архитектуры Администрации города с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома.

Важное уточнение № 3: установленный срок подготовки разрешения – 10 дней, однако процедура его согласования и подписания в отделах Администрации как правило растягивается на месяц.

Срок действия разрешения на строительство

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет, и может быть продлено. При продаже земельного участка действие разрешения сохраняется и для нового владельца, но бывают и исключения. (например закончился договор аренды земельного участка, или в случае отказа от права собственности – читай часть 19, 20, 21 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Где получить разрешение на строительство дома

Выдачу разрешений на строительство осуществляет федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Обычно это комитет или отдел по архитектуре администрации города или района. Бывает еще Управление по строительству, ЖКХ и инфраструктуре.

Срок выдачи разрешения на строительство

Федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство обязан выдать разрешение на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Гк РФ.)

Документы

Разрешение не выдадут без:

  1. Доверенности, заверенной у нотариуса (при обращении от представителя, защищающего интересы владельца).
  2. Гражданского паспорта РФ.
  3. Положительного заключения от государственной экспертизы, по проектной документации на возводимую постройку. Но это необходимо только владельцам частных коттеджей. И домов, чья высота превышает три этажа.
  4. Топографической съёмки местности. Это требование предъявляется в Московской области.
  5. Проекта дома, при составлении которого опирались на правила по застройке участков.
  6. Градостроительного плана, оформленного на землю. Органы местной власти должны выдавать документ на бесплатной основе.
  7. Кадастрового паспорта на землю.
  8. Документа для подтверждения права владения землёй.
  9. Заявления.

На какое строительство не требуется разрешение

В соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
5) капитального ремонта объектов капитального строительства.

Читайте также:  Последствия самовольного занятия земли (участка)

СХЕМА ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА:

Это документ, который заявитель должен подготовить самостоятельно. Однозначного ответа, кто же должен готовить этот документ на сегодня не существует.

Если отталкиваться от того, что СПОЗУ – это часть проектной документации, единственная на сегодня для частного застройщика, то данный документ должна выполнять проектная организация, имеющая соответственный допуск.

При этом в законодательстве нет четкого указания, что именно так это должно происходить, поэтому я считаю, что застройщик может нарисовать схему сам. Но не везде с этим согласны,
указанный документ нужен просто по наличию, и он нигде не работает ( по крайней мере пока ) – ни для кадастрового инженера при изготовления технической документации , ни для приобретения прав на дом, ни для ввода жилья в эксплуатацию.

Термины

ИЖС: Индивидуальное жилищное строительство. Это – строительство жилых домов на праве личной собственности самими гражданами, при их участии или за их счет (нормативный документ СП 30-102-99).

Объект ИЖС: жилой дом, стоящий отдельно, имеющий не более трех этажей и предназначенный для проживания одной семьи (ГрК РФ ч.3 ст. 48).

Градостроительный Кодекс РФ: нормативно-правовой акт Федерального закона, регулирующий градостроительные отношения.

Разрешение на ИЖС: документ, подтверждающий соответствие проектной документации на строение типу и плану участка и проекту межевания территории.

Земли населенного пункта (раньше назывались “земли поселений”): целевое назначение земельных участков, имеющих вид разрешенного использования – строительство объектов загородной жилой недвижимости (согласно Земельному кодексу РФ). Только на них можно строить жилой дом, который можно ввести в эксплуатацию, подсоединить к коммунальным сетям (электричество, газ) и в котором можно прописаться (в отличие от дачи или личного подсобного хозяйства). Эта информация о вашем участке находится в кадастровом паспорте участка.

Дачная амнистия: условное название закона, упрощающего процедуру приватизации дачных земельных участков и строений, находящихся на них. С 1 марта 2015 года не действует, так что выдать дом за дачу не получится.

Что дает разрешение на строительство

  • Законное право построить дом на данном участке.
  • Отсутствие штрафов за незаконное строительство (которые, кстати, могут взиматься на протяжении всего строительства сколько угодно раз).
  • Отсутствие судебных споров об отступах от границ и вообще любых территориальных споров.
  • Возможность обналичить материнский капитал.
  • Постоянную прописку и почтовый адрес.
  • Техническое подключение к коммунальным сетям.
Читайте также:  Возможен ли перевод земель (СНТ, дачные и др.) в земли под ИЖС

Что будет, если нет разрешения

  • Не дадут права собственности на дом.
  • Не подключат к коммуникациям и не введут дом в эксплуатацию.
  • Не будет прописки и почтового адреса.
  • Если вы планируете брать кредит на строительство своего дома, то банки, скорее всего, откажут вам.
  • Бесконечные штрафы за самовольную постройку либо даже ее снос (ст. 222 ГК РФ).

В каких случаях могут не дать разрешение

  • Если строительство планируется на особо охраняемых землях.
  • На территории обороны, связи и т.д.
  • Если на территории проводятся работы, связанные с использованием недр (обращаться в территориальный орган Министерства природных ресурсов и экологии РФ).
  • Если на территории используется атомная энергия (обращаться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору).
  • Если территория зарезервирована для муниципальных или государственных нужд.
  • При отсутствии права на получение разрешения (например, нет правоустанавливающих документов на земельный участок).
  • При несоответствии документов требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ).

Передача разрешения другим лицам

Если разрешение уже есть, но вы решили продать участок вместе с недостроем (либо вам продали такой недострой с имеющимся на него разрешением), то оно будет действовать и в отношении нового владельца, так как выдается не на физическое лицо, а на само строительство. Единственное, что нужно будет сделать новому владельцу, это обратиться в районную Администрацию и письменно уведомить ее о переходе к нему прав на этот участок.

В какие органы нужно идти

Такие разрешения выдают органы местного самоуправления (Администрация того района, где располагается участок). В Санкт-Петербурге и Ленобласти подать заявление можно в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг своего района, если он там есть. Также можно отправить документы электронным способом через Единый портал государственных и муниципальных услуг, но там довольно непростая процедура регистрации пользователя и необходимость электронной подписи.

Сроки, стоимость

Разрешение (или отказ с указанием причин, который можно оспорить согласно ч. 14 ст. 51 ГрК РФ) выдается в течение 10 дней с момента подачи заявления. Срок его действия – 10 лет. То есть вы можете строить дом в течение этого срока.

Разрешение выдается бесплатно (ч. 15, 19 ст. 51 ГрК РФ)!

Оставить комментарий