Обходной лист при увольнении

Нужен ли обходной лист при увольнении работника? Этот документ при расторжении трудового договора не обязателен, но его наличие существенно облегчает жизнь, причем обеим сторонам, при расторжении трудовых отношений. Ведь подчиненный может буквально забыть, что для прохода в офис он использует пластиковую карту, которую ему выдал работодатель. А когда он будет увольняться, вспомнит об этом, повстречавшись с ответственным работником из подразделения материально-технического обеспечения.

И нет ничего унизительного или обидного в том, что работодатель хочет не допустить утрату имущества, за которое он заплатил свои деньги и доверил своему сотруднику на период исполнения им его должностных обязанностей. Нормальные работники относятся к этому с пониманием. Таким образом, обходной лист при увольнении правомерность в 2018 году сохранил.

Принудить к заполнению «отходного» нельзя

В средних и крупных организациях, увольняя работника, принято требовать от него принести в отдел кадров заполненный обходной лист. Этот документ составляется в интересах работодателя и по его инициативе и позволяет удостовериться в отсутствии у работника обязательств перед организацией. Заполненный обходной лист с визами руководителей структурных подразделений компании подтверждает отсутствие претензий к работнику. В том числе, сдачу пропуска работником, отсутствие у него задолженности по авансовым отчетам, выданным товарно-материальным ценностям и т.д.

Примеры обходных листков:

Удобство от применения обходного листа неоспоримо, однако трудовое законодательство, регламентирующее, в том числе, порядок расторжения трудового договора, не содержит требования для работника заполнять обходной лист при увольнении, а для работодателя – выдавать обходной лист работнику и требовать его заполнения. Таким образом, если работник по какой-либо причине не хочет заполнять обходной лист, то принуждать его к этому нельзя.

Так как заполнение обходного листа не обязательная процедура, то и утвержденного бланка этого документа действующее законодательство не содержит. Обходной лист, заполняемый при увольнении, можно разработать самостоятельно и утвердить внутренним локальным документом.

Читайте также:  Рапорт на увольнение военнослужащего. Образец 2018

Шантаж невыдачей трудовой бесперспективен

На практике бывает, что работодатель заставляет сотрудника заполнить обходной лист, пугая его невыдачей трудовой книжки. Законность такого метода воздействия на работника весьма сомнительна. Более того, за несвоевременную выдачу трудовой книжки законодательство предусматривает материальную и административную ответственность работодателя.

Так, за каждый день просрочки в выдачи трудовой книжки работнику придется выплатить средний заработок. Помимо это, организацию и ее должностных лиц оштрафуют за нарушение трудового законодательства.

Обходной лист составляется для удобства организации

Обходной лист – это документ, который в большинстве случаев составляется исключительно по инициативе работодателя и для его удобства. Трудовое законодательство, регламентирующее, в том числе, порядок расторжения трудового договора, не содержит требования для работника заполнять обходной лист при увольнении, а для работодателя – выдавать обходной лист работнику и требовать его заполнения.

Редкие отраслевые исключения, как, например, приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), обязывающий работников своих территориальных органов заполнять обходные листы при увольнении только подтверждают это правило (п. 3 приложения 5 в Инструкции по кадровому делопроизводству, утв. Приказом Ростехнадзора от 30.05.2008 №372).

Заполненный обходной лист позволяет кадровой службе удостовериться в отсутствии претензий к работнику со стороны структурных подразделений организации. Дело в том, что «обходной» должен содержать визы начальников этих подразделений. Их наличие свидетельствует, что у работника нет невыполненных обязательств перед организацией. Например, заполненный обходной лист подтвердит отсутствие задолженности по авансовым отчетам, выданным товарно-материальным ценностям и т.д.

Работник, решивший уволиться, должен написать заявление об увольнении. Унифицированной формы заявления об увольнении действующим законодательством не установлено, поэтому оно может быть написано в произвольной форме. Написанное заявление нужно передать под роспись представителю работодателя с указанием даты его вручения. Это поможет доказать факт предупреждения об увольнении в случае трудового спора. Если работодатель отказывается подтвердить получение заявления, то его можно направить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении (письмо Роструда от 05.09.2006 №1551-6).

Скачать образец в формате Word:

Образец обходного листа (заполненный)

Читайте также:  Увольнение беременной женщины, если ликвидация предприятия

Форма обходного свободная

Так как заполнение обходного листа не обязательная процедура, то и утвержденного бланка этого документа действующее законодательство не содержит. Обходной лист, заполняемый при увольнении, можно разработать самостоятельно и утвердить внутренним локальным документом. Специально для наших читателей мы подготовили заполненный образец обходного листа, доступный для скачивания.

Факт утверждения формы обходного листа внутренним локальным актом не делает этот документ обязательным для работника (ст. 84.1 ТК РФ). Поэтому, если сотрудник откажется заполнить обходной лист, то отсрочить его увольнение организации не вправе. Более того, за несвоевременную выдачу трудовой книжки законодательство предусматривает материальную и административную ответственность.

Кого указывают в листе?

Стандартный список лиц, которые должны удостоверить, что работник передал свои дела и рассчитался с долгами, таков:

Кто подписывает За что отчитывается
Вышестоящий работник (непосредственный начальник) Передача дел новому работнику
Отдел кадров Кадровые вопросы – приказ об увольнении, трудовая книжка и прочее
Бухгалтерия Выплата зарплаты, командировочных, отчетность по полученным на нужды компании деньгам
Заведующий материальными ценностями в компании (завхоз) Возврат всех ценностей (например, мобильника)
IT-отдел Возврат в надлежащем виде оргтехники – ноутбуков, планшетов. Доступ к рабочей почте и корпоративным сетям.
Служба безопасности Возврат ключей, пропусков, чипов
Библиотечный отдел Возврат литературы

Кто подписывает?

Подписывать лист могут любые ответственные лица из перечисленных в листе отделов, либо руководство этих подразделений.

В больших организациях возможно также проставление печатей на документ.

Читайте также:  Как уволить материально ответственное лицо?

Оставить комментарий