Каршеринг. Разбираемся зачем и для чего.

Каршеринг – это возможность быстро взять в аренду на непродолжительный срок заправленный, ухоженный и технически исправный автомобиль. При этом не нужно ехать в конторы проката для подписания тонны бумаг. По-сути, это аренда машины с поминутной тарификацией.

Арендовать можно любую ближайшую к вашему месту дислокации машину, принадлежащую каршеринг-компании. Обнаружить автомобиль и забронировать его позволяет специальное мобильное приложение, устанавливающееся на устройства, функционирующие на Androidили iOS платформе.

В настоящий момент на российском рынке присутствует больше дюжины крупных и мелких компаний, предоставляющих услуги краткосрочной аренды легкового автотранспорта жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Волгограда и других городов.

Наиболее известными и узнаваемыми среди них являются: Делимобиль, AnyTime, BelkaCar.

Каждая из этих компаний владеет внушительным автопарком, что позволяет поступательно расширять сеть, охватывая всё больше городов страны.

Как воспользоваться?

Для того, чтобы стать клиентом одной из каршеринг-компаний или всех, присутствующих на рынке вашего города, необходимо единоразово заключить с каждой из них договор, дающий право на обслуживание. Регистрация в системе может осуществляться дистанционно или непосредственно в представительстве.

Для оформления потребуется

  1. паспорт,
  2. действующее водительское удостоверение
  3. и данные кредитной карты.

Документы предъявляются непосредственно в офисе компании или же могут быть отправлены в виде сканов при электронной регистрации.

Став авторизированным пользователем необходимо установить на свой смартфон или планшет специальное приложение, позволяющее иметь быстрый доступ к системе вашего каршеринг-оператора.

Через него вы сможете узнавать о местоположении брендированных авто и бронировать их.

Транспортные средства для краткосрочной аренды располагаются в разных частях города на специализированных стоянках, что позволяет легко их находить.

Машину можно использовать как для поездок по городу, так и с целью выезда за его пределы, но на расстояние не превышающее 150-200км.

Время пользования арендованного автомобиля в течение дня не ограничивается. Завершая свой маршрут, пользователь может оставить железного коня в так называемой домашней зоне. Все они отмечены на карте приложения зелёным цветом. Оплата за услугу автоматически списывается с вашего счёта. Завершив аренду вы просто оставляете авто в допустимом для этого месте.

Пример предложения по каршерингу

Каршеринг: тарифы на услуги

Каршеринг не просто так именуют поминутной или почасовой арендой. Как правило, тарифы операторов ориентированы именно на оплату минут пользования автотранспортом. В целом услуга делится на два режима «ожидание» и «эксплуатация». С момента бронирования машины включается режим ожидания арендатора. На то, чтобы добраться до легковушки у вас есть 20 бесплатных минут. По завершении лимита включается счётчик оплаты.

В зависимости от оператора и класса автомобиля стоимость минуты ожидания может составлять от 1 до 3 рублей и выше. Как только вы попадаете в авто и начинаете движение включается режим использования.

Тарифы зависят также от выбранного оператора и типа транспортного средства.

Самыми недорогими являются экземпляры отечественного и китайского производства (Lada,Ravon, Lifan и пр.).

Они могут ранжироваться в диапазоне от 5 до 10 рублей минута в зависимости от времени суток и текущего спроса на авто. Более презентабельные марки (Volvo, BMW, Mercedes и пр.) обойдутся дороже – от 12 до 20 рублей минута.

Нюансы

Остаётся открытым вопрос, кто же отвечает за обслуживание и сохранность автомобиля, его заправку и оплату парковки. С последним каршеринг-операторам помогают городские власти, выделяя на парковках бесплатные места. Такая благосклонность к новой услуге со стороны властей объясняется желанием снизить количество личного автотранспорта на дорогах и вдоль улиц перенаселённых городов.

Что касается судьбы каждой единицы автопарка, здесь права и обязанности разграничиваются договором. У каждой компании свои условия.

Заключая договор об обслуживании, пользователь не только приобретает право на аренду любого транспортного средства компании, но и берёт на себя обязательства по эксплуатации. За техническое обслуживание, мойку, заправку топливом и содержание транспорта в период его не востребованности отвечает непосредственный владелец.

Арендуя подготовленную к эксплуатации машину, пользователь берёт на себя ответственность за её сохранность.

В случае ДТП, произошедшего по его вине, он обязан будет возместить ущерб в размере, обозначенном в специальном пункте договора. Кроме того, для клиентов каршеринг-компаний предусмотрены штрафные санкции за передачу арендованного на их имя автомобиля третьему лицу. Все цифры и условия, на соблюдении которых настаивает компания, указываются в договоре. Пользователь может и должен с ним ознакомиться перед подписанием.

Областной каршеринг от Zvezdacar

Меня сначала очень удивил факт появления каршеринга, позиционирующего себя как «областной». Бред какой-то! Краткосрочная аренда только для мегаполисов! Все каршеринги еле-еле выходят в область, и отчётливо видно что они не очень довольны эффективностью такого расширения — машины во всяких Химках и Мытищах стоят подолгу на месте, а спрос невелик. Наиболее яркий пример это то, что только Anytime активно и быстро вышли в некоторые города типа Видного, где нет метро и удобной электрички. Другие операторы особо не спешат вылезать за МКАД и составлять им конкуренцию — парк размазывается на большую площадь и от этого снижается эффективность всего сервиса в пределах Москвы.
Но потом я начал прикидывать, и понял что при большом парке «областного» оператора и хорошей зоне покрытия, вырисовывается вполне жизнеспособный бизнес-план со своей нишей. Ведь даже машинки youdrive в режиме передачи где-то на задворках Московской области забирают и уводят. Ключевые аспекты для Подмосковья:

  • Не идти в зону платной парковки Москвы и на этом будет экономия парка и денег на парковочные абонементы. То есть Москва будет входить в зону завершения аренды, но только окраины — для пересадки на метро или другие каршеринги. То есть сразу огораживание от острой конкуренции в границах Москвы. Но при этом zvezda будет входить в проект «Московский каршеринг» и будет зарегистрирована у Департамента транспорта Москвы как новый оператор Москвы со всеми бонусами, в том числе чтобы работать в ТиНАО. Зона завершения аренды в Москве будет выглядеть как бублик — без центра, скорее всего километров 5 внутрь города или просто около станций метро. Если центр будет разрешён — то сразу букет проблем.
  • Между строк на сайте видно, что оператор хочет задружиться с Минтрансом Московской области и хочет стать «главным по тарелочкам» на незанятом рынке Подмосковья. Получить поддержку Минтранса будет, наверное, интересно. Учитывая, что в Московской области население имеет сопоставимые с Москвой зарплаты и немалую плотность населения, то почему-бы и нет? Рынок пока свободен, и кто первый рискнёт, тот и узнает насколько жизнеспособна эта модель.
  • Аэропорты, станции пригородных поездов и точки притяжения — без них никуда. Для жителей области, в отличие от москвичей, зачастую единственным способом добраться куда-либо, куда не ходит прямой автобус является такси или родственники на машине. Поэтому тут каршер будет удобен. Надо внимательно нарезать зоны и руководствоваться принципом Youdrive: «Лучше меньше зона, но плотнее расположение автомобилей».
  • Ориентация на урбанизированные районы МО — высокоэтажная застройка и/или крупные массивы частного сектора типа Некрасовки, Кратово или Расторгуево. На рисунке ниже моё видение того, как может выглядеть зона завершения аренды у такого оператора на юге области. Я бы обязательно включал в зону завершения новостройки-гетто — жилые районы 17-этажек посреди полей, куда нет нормального транспорта типа «Южного Домодедово». От безысходности, в таких районах жители будут рады любой альтернативе.
  • Оператору надо рассчитывать на очень большой рынок маятниковой миграции в Московской области. То есть ежедневные продолжительные поездки из Подмосковья в Москву до метро и обратно. Другие операторы пока этот рынок осваивать сильно не рискуют. Причём, учитывая бесплатность парковки и большую протяжённость поездок, как мне кажется, даже будет не страшно что машины будут долго стоять.
  • Перевозки формата «область-область» типа длинных поездок Подольск — Одинцово будут пользоваться спросом, но как одна из составляющих. Сейчас эти перевозки очень затруднены, особенно если у тебя нет своей машины. На общественном транспорте львиная доля поездок осуществляется чуть ли не через центр Москвы.
  • В области уже назрел давно огромный спрос на поездки внутри крупных областных городов типа Балашихи и Подольска. Такие короткие перевозки тоже будут востребованы, но незначительно. Скорее тут как альтернатива такси, хотя по деньгам выгоднее не будет — в Подмосковье есть довольно дешёвые ценники на поездки в пределах города. Самый главный от них толк — имиджевая составляющая присутствия каршеринга «в нашем городе». Для сравнения надо смотреть степень использования Anytime и Делимобиля в тех городах, где они присутствуют.
  • Выход на какой-то отдельный сектор области, например на юго-западный (офис компании находится в Селятино) от Симферопольского до Рублёвского шоссе — самый логичный ход. Потом по мере расширения парка компании надо пропорционально нарезать новые сектора, пока границы использования сервиса не покроют все крупные города Московской области (+ г.Александров и г.Обнинск).

В этих условиях очень рекомендую оператору и другим игрокам рынка задуматься над тем, чтобы для своих клиентов, которые едут куда-то далеко на каршер-машине узаконить практику райдшеринга, то есть совместных поездок. В Playmarket и Applestore полно приложений и сервисов, предлагающих найти попутчиков для поездок на короткие расстояния взамен такси (не путать с blablacar), но эти сервисы не популярны. В них нет ни достаточного количества активных водителей, ни пассажиров. Можно запартнёриться с одним из таких сервисов. Если у клиента (zvezdacar или другого оператора) будет возможность подобрать пару человек на длинной поездке из Наро-Фоминска до Москвы, и эти люди помогут тебе разделить затраты на поездку, то будет очень круто. Оператор за свои хлопоты сможет брать маржу даже большую, чем с простой поездки 7руб/мин. Типа если два человека, то с каждого по 4 руб/мин.

В Московской области можно ещё много чего придумать, а определённости пока ни у кого нет. Надо экспериментировать. Ждём и наблюдаем как из небольшой фирмы по прокату автомобилей будет вырастать ещё один оператор. У Urentcar получилось, получится-ли у Zvezdacar, покажет время.

Оставить комментарий