Билеты на поезд, которые нельзя вернуть (РЖД)

В России появились невозвратные билеты на поезда.

Президент Владимир Путин подписал закон, который вводит в РФ невозвратные билеты на поезда дальнего следования. Ожидается, что с его появлением цены на некоторые категории билетов на железнодорожный транспорт снизится.

Документ корректирует устав железнодорожного транспорта РФ. Закон был опубликован на официальном портале правовой информации 18 апреля. До его приняли в Госдуме и одобрили в Совете Федерации.

Купивший такой билет, не сможет его вернуть, если опоздал на поезд или внезапно решил отменить поездку. Однако закон подразумевает, что в случае болезни или получения травмы человеком, а также смерти его родственника, билет все-таки можно будет сдать.

Правда, для этого в кассе надо будет показать соответствующий документ, который подтвердит законность возвратных требований.

Вернуть такой билет можно будет, если отправка поезда будет задержана или рейс вовсе будет отменен.

Закон начнет действовать с начала 2019 года.

Цель и суть – с точки зрения законодателей

Цель введения невозвратных билетов – совершенствование системы ценообразования перевозок пассажиров ж/д транспортом дальнего следования за счет снижения стоимости таких билетов и дополнения тарифной сетки соответствующими тарифами.

 

На сегодняшний день перевозчики обязаны принимать все сдаваемые обратно билеты. Поэтому они вынуждены закладывать в их стоимость свои возможные убытки при выплате стоимости проездных документов, пусть и неполной. Это ведет к увеличению цен на билеты.

Предполагается, что пассажиры получат выгоду от приобретения билетов по сниженной цене, принимая на себя риск того, что обратно их не примут. Им придется все рассчитывать по возможности точно. С другой стороны, вспомним, как часто каждый из нас сдавал ж/д билеты? Как правило, это не происходит в массовом порядке, составляя единичные случаи, по разным оценкам, в среднем от 6 до 9 % (ключевое слово здесь «в среднем», а почему – будет понятно в конце статьи). Кроме того, пассажиры будут иметь свободу выбора – покупать ли им обычные билеты или невозвратные.

Эти соображения послужили основанием для Комитета Государственной думы по транспорту поддержать данный законопроект.

Сущность нововведения, изложенная в ст. 1 Законопроекта № 555182-6, заключается в том, что возврат денег за неиспользованные билеты по новым «невозвратным» тарифам осуществляется исключительно в следующих случаях:

  1. болезнь пассажира;
  2. несчастный случай;
  3. внезапная болезнь совместно следующего с пассажиром супруга, родителя (усыновителя) или ребенка (родного или усыновленного);
  4. смерть члена семьи;
  5. отмена или задержка отправления поезда;
  6. не предоставление пассажиру места согласно билету.

Обстоятельства, изложенные в пунктах 1-4, необходимо подтвердить соответствующими документами. На пригородные поезда данное нововведение не распространяется.

Если сравнить короткие и длинные маршруты, то на вторых перевозчик при возврате билета теряет больше, следовательно, именно на эти маршруты преимущественно и захотят ввести невозвратные билеты. Кроме того, существуют направления, по которым ходят полупустые составы, либо они отправляются и/или приходят в пункт назначения в неудобное для пассажира время. Следовательно, продажа невозвратных билетов на такие маршруты повысит на них спрос.

Невозвратные билеты в той или иной форме уже используются в Австрии, Франции и Германии, что является косвенным аргументом в пользу их внедрения в России.

С точки зрения представителей Общества защиты прав потребителей, поправка к Уставу лишает пассажиров права отказаться от услуги в любой момент. Кроме того, опыт введения невозвратных авиабилетов показал, что существенного снижения их стоимости не наблюдалось, однако за время, истекшее после их введения операторами зафиксирован экономический эффект от 10 до 15 %.

ОАО «РЖД» – монополист, не связанный конкурентными рамкам, поэтому ценообразование на его услуги и экономическое обоснование как дисконта, так и стоимости имеют достаточно зыбкое основание. Захочет ли РЖД терять прибыль, продавая невозвратные билеты на пользующиеся спросом маршруты, поскольку процент возврата здесь будет близок к нулю или равен ему?

Оставить комментарий